"История школы, в которой я учусь."


Гарибян Георгий 

Из работы по истории, написанной для Научного объединения учащихся (научный руководитель: Кашлева Татьяна Геннадьевна, 2011 год.)

 

Основные этапы развития и становления школы.

 

История открытия школы.
В 1940 году посёлок Гучково становится городом Дедовском.
Численность населения была почти 14 тысяч человек. Городу необходимы были школы, детские сады и ясли, культурно-просветительные учреждения.
В Дедовском посёлке в 1938 году было три школы: начальная, неполная средняя и средняя. Все они работали с большой перегрузкой в две смены. Строительство новой школы стало жизненно необходимым. Уже в 1938 г. начались ходатайства об отпуске средств на постройку новой школы.
В IVквартале 1939 года Мособлисполком выделил средства на строительство школы. Подрядных организаций не было, и никто за строительство не брался. Руководство Дедовской прядильно-ткацкой фабрики и председатель Дедовского Горсовета тов. Фомин Ферапонт Павлович по согласованию с Истринским РК ВКП (б) решили вести строительство местными силами. Оно должно было закончится к 1 сентября 1940 г.
Начальником строительства школы был назначен Синяков Василий Иванович, работавший на Дедовской прядильно-ткацкой фабрике. В первом квартале 1940 г. стали поступать строительные материалы на железнодорожную станцию.
По решению Райкома и Райсовета на строительство школы были мобилизованы квалифицированные рабочие и колхозники с предприятий и колхозов Истринского района. С Дедовской прядильно-ткацкой фабрики были выделены: Синяков В. И. - начальник строительства, Аблынин И. А. - прораб, Пахомов К.Я.- бухгалтер, Нискин С. А. - сантехник, Выдрина Е. - бригадир подсобных рабочих.
 
На подсобные работы были мобилизованы комсомольцы фабрики. Строительство школы было закончено в августе месяце 1940 года.
Первым директором школы был Суров Федор Георгиевич, а завучем Шаньгина Вера Сергеевна.
Из воспоминаний Сурова Ф. Г. : «Летом 1940 года меня вызвали в РОНО, Райком ВКП (б) и предложили с 1 сентября принять заведывание новой школой. Я тогда работал завучем неполной средней школы. После некоторого колебания я принял предложение РОНО и 1 сентября приступил к исполнению обязанностей заведующего 2-й средней школой города Дедовска. До 1 января 1941 г. мои функции сводились к хозяйственной и административной деятельности. Надо было закончить строительство. Требовались материалы, оборудование, электрификация и т.д. Пришлось доставать парты, школьные доски, оборудование физического, химического и биологического кабинетов, библиотеки, закупать комплекты учебников, книг, глобусов, счёт, оборудовать военный кабинет и т. д. Надо было решать вопросы комплектования школы учащимися и учителями».
В конце декабря школа в основном была готова и государственной комиссией была принята. 1 января 1941 года школа начала работу, как семилетняя школа № 2 г. Дедовска.
 
Первые годы школы.
Большое и важное дело заключалось в том, чтобы создать стиль, порядок жизни и работы школы. Большая заслуга в этом принадлежала завучу Шаньгиной Вере Сергеевне. Она была настоящим мастером своего дела. Благодаря её стараниям с первого дня своей работы школа выглядела необычно нарядной, уютной, со своим особым распорядком. «Уже тогда мы имели нечто вроде продлённого дня - все желающие ученики приходили в школу учить уроки, работать в кружках, готовиться к самодеятельным выступлениям... Было установлено дежурство учителей в школе и во внеурочное время. Фактически почти все учителя жили школой и приходили в школу после занятий, чтобы подготовиться к занятиям, помочь пришедшим ученикам, руководить кружком и т. п. Особенно большую активность проявляли супруги Лебедевы: Михаил Александрович (физик) и Серафима Владимировна, Бухарина Анна Васильевна, Коссовская Елена Александровна, биолог Вера Эдуардовна, географ Василий Константинович, математик Иван Алексеевич Феоктистов, Анна Ивановна Кувардина и Мария Яковлевна Прокурина», - вспоминает Суров Ф. Г.
В трудах и заботах прошла зима. В конце учебного года коллектив школы подвёл итоги. Первые, самые сложные месяцы работы не прошли бесследно. У школы сформировались свои традиции, создался спаянный, дружный коллектив учителей. Они имели уже определённый опыт, интересный и для других школ. Энтузиаст, мастер на все руки, душа коллектива Шаньгина В. С. оформила замечательную выставку для районной конференции учителей. Весна принесла новые заботы - нужно было привести в порядок территорию школы, организовать опытный участок, электрифицировать школу и т. д. Многое было сделано, но... началась война и прервалась история нашей школы.
В Великую Отечественную войну город Дедовск был прифронтовой полосой первого эшелона, т. к. находился всего в нескольких километрах от Снегирей, где проходила линия фронта. В военной обстановке школы не работали, а школьные здания были предназначены для размещения воинских частей и госпиталей. Учитель Соколов А. П. вспоминает: «Наша школа была занята эвакогоспиталем, т.е. в помещение школы доставлялись раненные бойцы и командиры непосредственно с поля боя. Тяжело раненые получали первую медицинскую помощь, а затем отправлялись в другие госпитали в
глубь страны для дальнейшего лечения, а легко раненые оставались в школе до полного выздоровления, чтобы затем снова отправиться на борьбу с врагом».
После разгрома немцев под Москвой школа возобновила свою работу под руководством вновь назначенного директора тов. Акелькина. «Сколько трудностей пришлось перенести в первое время! Естественно, сначала не хватало топлива, в школе было холодно, даже замерзали чернила. Но учителя подбадривали учеников, ни на один день не прекращались занятия», - вспоминает выпускница школы Ветрова Л. Из воспоминаний других учеников: «Мы начали учиться в тревожное время войны, когда все силы были направлены на разгром фашистов. И нам пришлось мириться со многими трудностями. Здание школы не отапливалось, мороз гулял по классам и коридорам. Никогда не забудется то время, когда нам приходилось сидеть на уроках в пальто и варежках. Но мы не падали духом, а приносили из дома кирпичи и вместе с преподавателями строили печи в классах и обогревали помещение».
С 15 декабря 1945 г. приказом по Истринскому РОНО директором школы был назначен Зорин Дмитрий Иванович. «Горя желанием и стремлением как можно быстрее влючиться в работу школы, я принял на себя очень большую ответственность по укреплению хозяйства школы и учебно-воспитательного процесса. Большая часть окон в школе были забиты тёсом с двух сторон, а промежутки засыпаны опилками, отопительная система в школе не работала. В классах стояли железные печки с выводными трубами в окна школы. В каждом классе было по одной световой точке... Парадный вход в школу был закрыт. Запаса топлива не было. Школьный участок не был огорожен изгородью и был запущен (изрыт траншеями и убежищами)», - вспоминает Зорин Д. И.
Весь педагогический коллектив решал эти труднейшие задачи восстановления школы. Учителя вместе с родителями и учениками сами заготавливали дрова для отопления. В 1946 г. удалось открыть все забитые тёсом окна и пустить отопительную систему. На заводе СК и СД (Нахабино) было изготовлено 220 оконных рам и 144 парты. По инициативе учителя начальных классов Мишина Алексея Васильевича начались большие по объёму работы по выравниванию площадки школьного двора. На школьном дворе когда-то росло много деревьев. Во время войны у госпиталя не было дров, и чтобы обогреть раненых, деревья были спилены на дрова. В 1946 г. по всей территории школьного участка торчали пни, а т.к. деревья пилились зимой, то пни были очень высокими. В своих воспоминаниях учитель Соколов А. П. пишет: «По заданию директора я, учитель Мишин и Болтач начали спиливать эти пни и корчевать их, чтобы привести школьный участок в мало-мальски приличный вид... На том месте, где теперь фруктовый сад, росли громадные дубы. Вместе с директором школы, учителями и сотрудниками мы решили их спилить, чтобы освободить участок под будущий сад. Стали пилить, но сил у всех было мало, т. к. с питанием тогда было плохо: была карточная система, при которой взрослый получал 600 граммов хлеба в день, а ученик - всего 300 граммов. Когда дубы были почти спилены, подул ветер, и они упали не так, как нам хотелось, а прямо на провода высоковольтной линии. Провода оборвались, появились громадные молнии, а сами провода извивались точно огненные змеи. Все перепугались, т. к. не ожидали такого исхода. На всякий случай к каждому дубу были привязаны верёвки, но шесть человек не в состоянии были перетянуть дуб, и он упал на провода. Была явная опасность для жизни всех, кто пилил, но контора Мособлэлектро быстро отключила ток, и повреждение было ликвидировано».
В апреле 1948 г. с фасадной стороны школы на месте спиленных дубов были посажены фруктовые деревья. Всего было посажено: 31 яблоня, 80 кустов крыжовника, 100 кустов чёрной смородины, 50 вишен. Руководила посадками учитель биологии Бородкина Наталья Петровна.
Так день за днём, год за годом школа восстанавливалась и стала неузнаваемой по сравнению с первым послевоенным годом. Большие трудности пришлось пережить и учителям, и ученикам. Ведь не было даже мела, чернил, учебников, физического и химического кабинетов, не было карт ни по истории, ни по географии. Правила и определения записывались под диктовку учителя. «А ребята всё же учились. Да ещё как учились! Другой куска хлеба сутки не видел, а съел всего 5-6 круглых, на сахарине конфеток, которые выдавались в школе, и слушал 5-6 уроков, прекрасно отвечал, т. к. понимал, что он пришёл в школу получать знания».
 
Учительский коллектив.
Начиная с 1952 г. учащимися школы была проведена большая общественно-полезная работа. Собрано металлолома:
1952-1957гг.     1962 г.     1963 г.     1965 г.     1966 г.
             16 т.     4,5 т.       1,5 т.         8 т.          5 т.
 
Собрано макулатуры:
1952-1957 гг.     1964 г     1965 г.     1966 г.
              Ют.     730кг         8 т.         8,5 т.
 
В 1965 г. школа получила за победу в социалистическом соревновании по сбору макулатуры вторую премию Мособлисполкома, а в 1966 г. - первую премию.
Учащиеся школы ежегодно оказывали большую помощь в уборке урожая колхозам «Пламя», «Прогресс», совхозу Снегири. В 1956-1957 учебном году было убрано картофеля 44 га. В 1965-66 учебном году школьники убрали картофеля с площади более 25 га, а в 1966-67 учебном году —30 га. На заработанные деньги по решению совета дружины было куплено для школы пианино.
В 1955 - 1956 учебном году коллектив учителей школы и
учащиеся 4 - 7-х классов провели огромную работу по благоустройству улиц города Дедовска. Были посажены деревья по улице Победа, от Главной улицы до ст. Дедовск и во дворе Дедовского тубдиспансера
В 1955 г. в школе работали кружки:
1. Автомобильный — руководитель Соколов А. П.
2. Рукодельный - руководители Чистова Т. С. и Королева М. Ф.
3. Юннатский - руководитель Жокина К. Д.
4. Исторический — руководитель Егорова В. В.
5. Географический - руководитель Великанова П. И.
6. Хоровой - руководитель Зайцева Р. С.
7. Физкультурный - руководитель Швыркин Г. С.
8. ИЗО - руководитель Ухин А. К
9. Драматический - руководитель Мадянова А. Н.
С 1955 г. в школе действовала учебная мастерская по обработке древесины. Её оборудование, в основном, сделано руками учеников. Лучшие изделия, изготовленные учащимися на уроках труда, показывались в 1957 г. как на внутришкольной выставке, так и на районной выставке технического творчества школьников.
С 1948 г. по 1966- 67 учебный год выпущено из школы 1400 человек. Педагогический коллектив все эти годы вёл большую работу с учащимися и родителями по росту успеваемости и качества знаний и навыков учащихся. Успеваемость учащихся по годам обучения в %:
 
Год       1951     1952     1953     1954     1955     1956
% усп.     82      83         84        87         88         92
 
год      1957     1958     1959     1960     1961     1962     1963     1964     1965
уч-ся     827      859       926       982       617       668      692       740       754
%усп.     91        87         92        93         94         95        95         94        94
 
Таким образом, в начальный этап становления и развития школы были заложены определённые традиции. Школа была отмечена за трудовые и учебные достижения.
 
Жизнь школы в новом здании.
В 1980 году открывает свои двери новое здание школы. Строительство школы было объявлено всенародной стройкой жителей нашего города, здесь трудились все — и взрослые, и дети.
1 сентября 1980 года. Вот как вспоминает этот день ветеран нашей школы Раиса Наумовна Крамер: «Раньше обычного собрались ребята у школы. Празднично одетые они с сияющими лицами крепко сжимают в руках букеты прекрасных цветов. Сегодня у нас новоселье! Мы пришли в новую школу. Директор школы Сафронов Вячеслав Андреевич перерезает ленточку. Все замерли в эту торжественную минуту... Звенит первый звонок. В школу входят ученики».
Учителя и учащиеся начали обживать новую школу. Сколько всего надо было сделать! С юмором, молодым задором, с энтузиазмом, от всей души мальчишки первого и второго выпусков, отучившись в первой половине дня, до ночи трудились во второй. Сколько мебели, наглядных пособий, станков им пришлось переносить на своих плечах. И как не вспомнить добрым словом Гутовца и Мальцева, Просекова и Рублёва, Сысоева и Ворнычева, Максимюка и Абрамова и других ребят этих выпусков.
«Нашей школе повезло, так как родом мы из «авторской Зоринской» школы с её добрыми традициями, с её принципиальным директором Зориным Дмитрием Ивановичем, мастерами педагогического труда Землянициной Галиной Семеновной, Мазуровой Валентиной Севастьяновной и др. учителями», - рассказывает Раиса Наумовна. Традиции не только были продолжены, но и приумножены. Праздники знаний и творчества в школе - это химические, математические, географические КВН-ы, игры «Что? Где? Когда?», конкурсы смекалистых и творческие калейдоскопы, туристические слёты, конкурсы эрудитов - это далеко не полный перечень тех мероприятий, которые проводились в школе.
В июне 1982 года состоялся первый выпускной вечер.
 
Школа-гимназия № 2.
В 1992 году школе был присвоен статус гимназии. Торжественная линейка 1 сентября была посвящена этому событию. На этой линейке и учителя, и ученики, и родители дали торжественные обещания:
- учителя: « Я. ..учитель гимназии обязуюсь обладать широкой эрудицией и высокой культурой, высокой профессиональной квалификацией и творческим потенциалом. Быть человеком чести, уважать достоинство ученика и своих коллег...»
- ученики: «Вести себя хорошо в любой ситуации, уважая честь и достоинство каждого. Прилежно работать над расширением своих знаний, активно участвовать во внеклассных занятиях...»
- родители: «Обязуюсь учитывать в воспитании детей результаты педагогических консилиумов, воспитывать в детях аккуратность, скромность, приобщать детей к доброте... Активно участвовать в жизни класса и школы».
 
В соответствии с этими словами и строилась школьная жизнь. Было открыто 14 гимназических классов. В гимназии углубленно изучались такие дисциплины, как математика, физика, иностранный язык, литература, история, химия, биология, а также страноведение, экология, МХК, логика, психология общения и др.
Одновременно с уже сложившимися традициями, стали зарождаться новые. Одна из них - первоапрельский КВН между учениками и учителями. Когда ещё, если не на общей площадке КВН, можно на равных посостязаться с теми, кто каждый день даёт тебе знания. Потому ребята - ученики 9-10 классов - так тщательно готовились к выступлению. И каковы же были их чувства, когда в первые минуты долгожданного действия было объявлено, что «учителя, увы, не готовы»...
Но ведь это первое апреля! После отчаянно удивлённых возгласов из зала уже были слышны восхищённые — на сцену вышел «первоклассник», в которого мастерски превратился учитель физкультуры... И началось удивительное, зажигательное, неповторимое действие весёлых, находчивых -но уже не учеников и учителей, а партнёров по розыгрышам, юмору, находчивости. Оно длилось несколько часов и принесло радость всем.
Школа-гимназия - это очень плодотворный этап в нашей школьной жизни. Большие достижения и в учёбе, и во внеурочной работе. Но поскольку в школе приоритетным направлением становится физико-математическое, поэтому необходимо было, чтобы название учреждения этому соответствовало.
 
МОУ «Лицей» г. Дедовска.
В 2002 году школа получает статус лицея. Сейчас в школе 35 классов-комплектов, в которых обучается 784 учащихся. В лицее создана необходимая материально-техническая база для обучения и воспитания учащихся. Имеется 30 учебных кабинетов, 4 компьютерных класса, 2 мастерские для технического труда, 2 кабинета обслуживающих видов труда, 2 спортивных зала, 2 актовых зала, 2 библиотеки, методический кабинет, радиостудия, 2 медицинских кабинета, спортивный стадион, столовая на 200 мест, буфет, видеоаппаратура, лингафонный кабинет и интерактивные доски.
В 2005 году лицей стал победителем областного этапа «Лучшие школы Подмосковья - 2005» в номинации «Команда» Всероссийского конкурса «Лучшие школы России».
В 2006 ГОЛУ лицей - победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
В нашем лицее проводится огромная работа по сохранению и приумножению традиции. В воспитательной   работе можно выделить следующие приоритетные направления:
- формирование гражданского и патриотического сознания;
- сохранение здоровья учащихся, негативное отношение к вредным привычкам,
- развитие творческих способностей и познавательных интересов.
 
Традиционными стали встречи с ветеранами Великой Отечественной войны в дни празднования разгрома немцев под Москвой, лыжный пробег Рождественское поле», Вахта Памяти, которую несут юноши 9-10 классов на Рождественском поле у памятника морякам-дальневосточникам в День Победы. Участие творческих коллективов в концерте, посвященном Дню Победы в центре творчества им. Прядка.
Учащиеся нашего лицея много путешествуют. В течение 2009 -2010 учебного года совершено более 40 экскурсий в музеи и города России.
Наш 8 «А» класс побывал в Ростове, Мышкине, Ярославле, Угличе, Владимире, Переславле-Залесском. Мы узнали очень много нового и
-интересного, а также стали ближе друг к другу и к нашим учителям.
Благодаря мастерству, таланту учителей физической культуры в лицее не иссякает интерес детей к спорту. У нас есть высокие достижения в районных, зональных соревнованиях по баскетболу, волейболу, кроссу, лыжным гонкам, плаванию, лёгкой атлетике.
Разнообразные формы лицейских мероприятий, проведённых в 2008-2009 учебном году, способствовали поддержанию и укреплению традиций, сплочению ученического коллектива и позволили вовлечь в организацию и проведение   большинство учащихся, которые сумели проявить свои творческие способности. Яркими и запоминающимися стали музыкальный фестиваль «Наполним музыкой сердца», лыжный пробег «Рождественское поле», литературная гостиная «Великий, красивый, добрый», посвященная 190-летию со дня рождения И.С. Тургенева, игра «Последний герой», математический КВН, лицейские старты по баскетболу / 7-11 классы/, волейболу /9-11 классы/, «Весёлые старты» /1-6 классы/. День благотворительности.
 
Высокий уровень развития лицея, его творческий успех складываются из организованности и профессионализма каждого учителя.
В лицее работает 79 педагогов. Из них:
 
- 52 человека аттестованы на высшую квалификационную категорию,
- 6 человек - на первую квалификационную категорию,
- 10 человек - на вторую квалификационную категории. В коллективе трудятся:
- Заслуженный учитель России
- Заслуженный работник образования Московской области,
- 3 лауреата премии Губернатора Московской области,
- 2 лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования,
- 6 лауреатов районного конкурса «Учитель Подмосковья»,
- 10 человек награждены знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации»,
- 2 учителя лицея — победители Национального проекта «Образование», 5 человек - победители Национального проекта на муниципальном уровне.
 
Среди преподавателей лицея 2 кандидата наук, доктор технических наук, 2 соискателя на кандидатскую степень.
 
Несмотря, на все успехи и достижения, главной проблемой лицея была организация занятий в две смены.
— Даже для обычной школы плохо устраивать две смены, а для лицея, который к тому же считается одним из ведущих учебных заведений в Московской области, вообще непозволительно, — говорит директор школы Людмила Борисовна Усык. — Вторая половина дня — это время для дополнительного развития детей: факультативов, кружков и студий. В районной администрации тоже понимали, что лицею имеющихся площадей не хватает. Так было принято решение о строительстве дополнительного здания. В 2007 году работа закипела.
На месте старой спортивной площадки за три года возвели школу в три этажа, с творческой мансардой и спортивным цоколем, актовым залом и большим внутренним двором. Она выглядит как настоящий дворец: светлая, аккуратная, с высокими окнами и просторными помещениями.
День знаний 1 сентября 2010 года в нашем лицее оказался двойным праздником. В этот день ученики сели за парты в новом здании начальной школы. Торжественная линейка началась под дождём, но ни он, ни хмурое небо и совсем не сентябрьская прохлада не смогли стереть радости с лиц первоклашек.
Директор компании Анна Дмитрикова вручила нашему директору -Людмиле Борисовне Усык, символический ключ от школы.
Благочинный настоятель церквей Истринского округа протоирей Дмитрий Подорванов, который приехал осветить новое здание, сказал, что дождь - это на счастье, это знак благодати божьей и подарил школе икону ангела-хранителя.
Первоклассница Юля прозвонила в колокольчик - первый школьный звонок, а потом в небо взлетели шары, и стало так светло и радостно, как будто взошло настоящее солнце.
Таким образом, история нашей школы - это 70 лет с момента открытия в 1940 году и до строительства нового здания начальной школы лицея в 2010 году.
 
Учителя - главные наставники учеников.
В работе любой школы очень важен педагогический коллектив. В нашей школе это всегда были люди творческие, знающие, настоящие мастера своего дела.
 
Руководителями школы были:

  • Суров Федор
  • Гергиевич Акелькин
  • Зорин Дмитрий Иванович
  • Новикова Майя Сергеевна
  • Сафронов Вячеслав Андреевич
  • Абузяров Виль Зиновьевич

 
С 1990 года и до сегодняшнего времени директором школы является Людмила Борисовна Усык - Заслуженный учитель Российской Федерации. Людмила Борисовна - педагог-профессионал, который пользуется заслуженным уважением коллег, любовью учеников, и сочетает в себе такие качества, как интеллигентность и твёрдость характера, веру в достойное будущее российского образования и работоспособность, трудолюбие и лидерские и организаторские способности. В системе образования она трудится всю жизнь. Окончила Архангельский педагогический университет им. М. В. Ломоносова, является преподавателем математики[ИВ,№60,2006].
«Все годы существования нашей школы мы шли только вперёд, постоянно развиваясь. Из обычной школы сначала стали гимназией, теперь лицеем.  Мы стараемся, чтобы образование, полученное в стенах лицея, было по-настоящему классным.  Бесконечно горжусь своим коллективом, нашими учениками, общими успехами и достижениями. В лицее уникальный педагогический коллектив и я это подчёркиваю.», -говорит Людмила Борисовна.
 
Научное общество учащихся.
Научное объединение учащихся (НОУ) существует в лицее с 2002 года. Его деятельность регламентируется Положением, утвержденным на общелицейской конференции учащихся и педагогов. В работе НОУ участвуют лицеисты 8-11 классов, в исключительных случаях учащиеся 5-7 классов. Работают 5 секций, которыми руководят опытные учителя лицея: математики и информатики; физики, химии, биологии и экологии; географии, географического краеведения, экономики и геологии; литературоведения и лингвистики; истории, искусства, фольклора, психологии, этнографии и технологии.
С 2006 года работу научного объединения возглавляет Екатерина Васильевна Михеева.
Учащиеся вместе со своими научными руководителями трудятся целый год над выбранной темой исследования. С марта начинаются защиты: сначала ребята представляют свои работы в классе, затем они прослушиваются на секции. И лишь лучшие отбираются для защиты на конференции, которая обычно проходит в конце апреля - начале мая.
Конференции — это прежде всего, серьёзная работа. И для докладчиков, и для слушателей. В статье «Настоящий праздник науки», опубликованной в газете «Истринские Вести» за 12 мая 2007 года мы можем прочитать: «Почти
шесть часов напряжённой работы с двумя перерывами прошли спокойно, сосредоточенно. Докладчики держались уверенно, демонстрируя хорошую подготовку, знание материала. А зал отвечал им вниманием, заинтересованностью. И не случайно. Ведь отобранные доклады отличались необычностью и актуальностью освещаемой темы. Поэтому их было просто интересно слушать. А меткие высказывания ведущей Е. В. Михеевой перед каждым выступлением снимали напряжение, делали обстановку более раскованной, что давало ребятам возможность максимально раскрыться. Обстановку доброжелательности создавала и комиссия, во главе с её председателем, директором лицея Л. Б. Усык».
2009-2010 учебный год – был восьмым в истории научного объединения нашего лицея. Всего в работе НОУ приняло участие 211 учащихся. На секциях в апреле 2010 г. защитилось 100 учащихся (47% от общего числа участников НОУ). Было защищено 74 работы.
 
В 2010 г. исполнилось пять лет с тех пор, как НОУ нашего лицея принимает участие во всероссийских и областных мероприятиях. Наши результаты:
-Лауреат «ВСЕРОССИЙСКИХ ЧТЕНИЙ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО» -1 чел.;
-Дипломанты 1 степени (3 чел.). Дипломанты IIстепени (2 чел.) и Дипломант IIIстепени (1 чел.) Всероссийской конференции «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» (Обнинск);
-Дипломанты 1 степени (2 чел.). Дипломанты II(4 чел.) и Дипломант IIIстепени (1 чел.)   Всероссийской конференции «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ» (Обнинск);
-Дипломант конкурса «ВОСХОЖДЕНИЕ К ОБРАЗУ» (Обнинск);
-призёр конкурса «КУЛЬТУРА И ДЕТИ» (Москва);
-участник финального этапа ВСЕРОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ОТЕЧЕСТВО».
 
Своим участием в исследовательской деятельности учащиеся не только повышают свой интеллектуальный уровень, но и решают важную государственную задачу: «укрепление научной школы и сохранение кадрового резерва науки».
 
Из истории школьного музея.
В 2006 году в нашем лицее стараниями инициативной группы учителей и учеников был создан этнографический музей. Это первая в Истринском районе попытка досконально воссоздать интерьер русской избы.
Первым экспонатом музея стала прялка. Ученица лицея Даша Карпова нашла её в деревенском доме своих родственников в Тверской области и, привезя в Дедовск, подарила учительнице технологии Татьяне Викторовне Ореховой. Татьяна Викторовна вспоминает: «Когда я увидела прялку, у меня сразу возникла идея использовать её как демонстрационный материал для уроков. Чтобы научиться с ней обращаться, я начала искать информацию по энциклопедиям, нашла массу интересного, увлеклась сама и увлекла учеников».
Татьяна Викторовна провела открытый урок, чтобы поделиться своими знаниями с другими. После этого к ней стали подходить родители школьников и рассказывать, что у них тоже есть старинные вещи, и они готовы подарить их школе. Так и возникла идея создать музей русской старины.
Сейчас в музее «Русская изба» более ста экспонатов, собранных в Истринском районе и привезённых из других областей: Калужской, Тверской, Вологодской, Нижегородской и других.
Есть в нашем музее и такие вещи, духовное значение которых переоценить невозможно. Это икона Святой Параскевы Пятницы. Её подарили музею родители школьников. Когда она попала в руки Татьяны Викторовны, разглядеть изображение лика было совершенно невозможно, он был затемнён от времени и грязи. И всё же Татьяна Викторовна повесила её на стену. Однажды в этом помещении проходил праздник, дети фотографировались. А когда проявили фотографии, то на одной смогли разглядеть, что на иконе проступает женское лицо. Стали спрашивать в монастырях, штудировать энциклопедии, чтобы выяснить, чьё изображение на иконе. И выяснили, что Параскева Пятница — покровительница женского рукоделия. Узнав об этом, ученицы, приходя на урок и садясь вышивать, стали просить Параскеву о благословлении на работу. И через некоторое время произошло настоящее чудо. Фон на иконе начал светлеть, и теперь на ней можно различить и лик и надпись. Татьяна Викторовна объясняет это тем, что святая радуется работам девочек и таким образом благодарит их за почтение к себе.
 
Экологическая тропа.
В 1996 Америка выделила средства для организации экологического мероприятия. "Лицей" г. Дедовска под руководством Березиной В. И. и Прониной Л. Ф. создал проект "Бабочка", назначенный на интерес детей начальных классов, проходящих по "Точкам". Этот проект привлек внимание учеников старших классов и вскоре он получил новое название, став более интересным и увлекательным - "Экологическая тропа".
 
Сейчас "Экологическая тропа" включает в себя следующие точки:
1. "Навстречу открытиям"
2. "Живая река"
3. "Лицом к лесу"
4. "Зелёный класс"
5. "Луговая мозаика"
6. "Зоркий глаз"
7. "Прикосновение к тайнам"
 
Экологическое воспитание - составная часть духовно-нравственного воспитания личности. Наши учащиеся понимают, что Земля - наш дом, которому нужны забота, внимание и любовь. Формированию такой позиции помогает проект «Экологическая тропа». Наши ученики успешно участвовали в конкурсе рисунков и акции «Сбереги каплю - сохрани море».
В июне проведён экологический десант по очистке лесного массива, прилегающего к экологической тропе.
 
Заключение.
Можно сказать, что наша школа сыграла большую роль в истории развития нашего города. Успехи учащихся в разных областях культуры, спорта, образования, творческая деятельность учителей - тому подтверждение.
В этой работе отражена далеко не полная история школы. Предстоит найти и изучить ещё много материала.